Что должно быть в школе по безопасности. Безопасность учащихся в школе и дома консультация на тему. Охрана образовательного учреждения

Предполагает формирование условий сохранения здоровья и жизни всех участников образовательного процесса, а также материальных ценностей, принадлежащих ОУ от пожаров, несчастных случаев, аварий и прочих нестандартных ситуаций с учетом техногенной и криминальной обстановки, технического и фактического состояния школы, природной территории и условий организации учебно-воспитательного процесса.

"Безопасность - состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности и государства"

Согласно ст. 1 Закона РФ «О безопасности»

В школе под безопасностью подразумеваются все ее виды:

  • пожарная;
  • электротехническая;
  • антитеррористическая;
  • экологическая;
  • радиационная;
  • информационная;
  • безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Руководитель и его заместители несут юридическую и административную ответственность за безопасность детей, находящихся в ее стенах, а потому должна проводить систематическую работу по предотвращению несчастных случаев и обеспечение безопасности учащихся в школе .

Безопасность в школе: направления работы

Обеспечением безопасности детей в школе занимаются представители администрации и ответственные за это сотрудники, реализуя целостную систему мер и направлений работы с использованием современных технических средств. Совокупность мероприятий по созданию безопасной среды возможна при сотрудничестве с частными охранными структурами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, а также при условии готовности школьников и педработников к оперативным и рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Главная задача организации безопасности в школе заключается в реализации государственной политики и предписаний нормативных актов по защите учащихся и сотрудников во время реализации учебно-воспитательного процесса.

Принципы обеспечения безопасности образовательной среды

Обеспечение безопасности в школах опирается на ряд принципов, следовать которым должны и взрослые, и дети:

  1. Любое насилие, направленное против педагога или ученика, строго порицается. Если кому-либо в школе причиняют психологический или физический ущерб, свидетель насилия должен принять меры. При этом важно помнить, что бездействие, как и физическое вмешательство, тоже является насилием.
  2. Каждый имеет право на защиту себя и других для предотвращения опасности. Вмешиваясь с целью защиты, следует оценивать риски, делая участие пропорциональным опасности. Законным считается минимально необходимое для устранения опасной ситуации вмешательство.
  3. Каждый участник учебно-воспитательного процесса должен знать свои права:
  • Руководитель ОУ отвечает за обеспечение безопасности для сотрудников школы и учащихся, формирование в учреждении безопасной и комфортной учебной среды.
  • Педагоги ответственны за поддержание безопасности учебной среды и профессиональное проведение учебного процесса, предотвращение насилия и содействие в случае опасности.
  • Родители несут ответственность за воспитание детей, открытое сотрудничество со школой.

Охрана образовательного учреждения - внутренняя безопасность

Комплексная безопасность школы обеспечивается согласно ст. 41 и 42 «Закона об образовании РФ», регулирующим необходимость защиты жизни и здоровья учеников во время пребывания в образовательном учреждении.

Технические и организационные меры используются для обеспечения безопасности от террористических и криминальных угроз, для чего к образовательным учреждениям выдвигается ряд требований:

  • лицензированные частные охранные предприятия, вневедомственная охрана или служба безопасности, привлеченные на платной договорной основе, должны обеспечивать охрану территории и помещений;
  • по периметру здания должно быть ограждение, а на территории - достаточное освещение;
  • в школе должны быть системы контроля и видеонаблюдения, тревожная сигнализация и прочие инженерно-технические средства;
  • входные двери должны защищать здание и находящихся в нем от несанкционированного доступа;
  • должна быть разработана служебная документация, регламентирующая внутриобъектовый и пропускной режимы, действия учеников и педагогов в чрезвычайных ситуациях, должностные инструкции для персонала;
  • название лица, ответственного за меры по защите образовательного учреждения от криминальных или террористических угроз;
  • все дороги на пути к школе должны быть оснащены пешеходными переходами, светофорами и лежачими полицейскими;
  • на первых этажах здания устанавливаются металлические решетки.
В зависимости от специфики деятельности и криминогенной обстановки в районе, образовательные учреждения вправе дополнять перечень мер другими мероприятиями, обеспечивающими безопасность. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за обеспечение безопасности в школе . В отдельных учреждениях на должность заместителя директора по обеспечению безопасности могут привлекаться специалисты с опытом работы в силовых структурах. Местные органы управления перед началом учебного года проводят проверку готовности школы, учитывая и состояние безопасности объекта.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Стандартом безопасности в образовательном учреждении является пропускной режим, который регулирует вход и выход из школы посетителей и школьников:

  • Учащиеся проходят в здание после визуального контроля, а выходят только после окончания учебных занятий, что контролируют учителя, руководители секций и кружков. Без разрешения заместителя директора ученики не вправе покидать стены школы до окончания учебных занятий.
  • Родители учеников и другие посетители допускаются в помещения школы по предъявлению документа, удостоверяющего личность, по согласованию времени после занятий или на переменах при условии, что их сопровождает педагог или представитель администрации, к которому пришли посетители (информация о них вносится в журнал регистрации). Если посетитель отказывается или не может предъявить документы, ему отказывают во входе в школу.
На школьной вахте у сотрудника должен быть список обслуживающего персонала и педагогов школы, администрации и лиц, допущенных к охране ОУ. Школьный охранник отвечает за постороннего, который присутствует на территории учреждения, в его обязанности также входит пресечение драк, контроль за соблюдением школьного устава, требований безопасности учащимися и педагогами.

Экологическая безопасность в школе

Среди всех аспектов безопасности образования в школе особое место занимает экологическая, которая подразумевает соответствие ОУ экологическим требованиям и принципам здоровьесбережения. Нормы СанПина являются стандартами безопасности окружающей детей среды, предотвращая негативное воздействие на детские организмы условий и вредных факторов.

Экологическая безопасность подразумевает:

  • корректную утилизацию пищевых, химических и древесных отходов при условии их разделения;
  • своевременный вывоз мусора;
  • благоустройство хозяйственных зон и озеленение пришкольной территории.

Экологическая безопасность школьников в школе опирается на международное и государственное экологическое право. Для достижения экологической безопасности в образовательных учреждениях учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности приобщают к экологической культуре, поскольку предупреждая разрушение окружающей среды и экологические риски можно предотвратить опасные последствия для здоровья учащихся.

Для предотвращения негативных последствий для окружающей среды важно своевременно влиять на подростков, учить их любить и защищать природу, достигать гармонии с окружающим миром и самим собой. Педагогам важно не просто передать учащимся информацию, но и помочь сформировать определенные алгоритмы поведения, взгляды, чувства и убеждения.

Помимо непосредственно учебно-воспитательной деятельности в школьный план работы включают мероприятия, касающиеся защиты окружающей среды:

  • на встречи, беседы, школьные конференции или круглые столы приглашают работников Роспотребнадзора и представителей экологической полиции;
  • проводятся экологические субботники, уборка территории школы и вырубка засохших и старых зеленых насаждений с последующей высадкой новых;
  • сооружение скворечников и мероприятия в рамках акции «Помоги пернатому другу»;
  • организуются День экологической культуры и тематические экологические классные часы;
  • чтят память погибших во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся круглые столы на тему рационной безопасности.

Пожарная безопасность в образовательном учреждении

«Правила противопожарного режима в РФ» и ФЗ «О пожарной безопасности» регулируют вопросы безопасности в школе в случае пожара, определяя меры профилактики, основные понятия и алгоритм действий при возгорании. Чаще всего возгорания происходят по причине халатного обращения с оборудованием и техническими средствами, потому пожарная безопасность в ОУ должна включать:

  • строгое соблюдение нормативных и законодательных актов, включая предписания пожарных служб;
  • обеспечение учреждения первичными средствами устранения возгорания и своевременная их замена в случае выхода из строя (пожарные водоемы, огнетушители и пожарные щиты);
  • оснащение помещений сигналами тревоги и автоматической пожарной сигнализацией;
  • оборудование эвакуационных выходов, доступов пожарным бригадам и размещение табличек на кабинетах с номерами пожарной охраны;
  • оперативное устранение обнаруженных недостатков.

Помимо этого пожарная безопасность в общеобразовательной школе опирается на комплекс профилактических мер, проведение эвакуационных мероприятий (тренировка обучающихся по реагированию в чрезвычайных ситуациях, разработка инструкций). Ответственные за пожарную безопасность лица контролируют проведение массовых мероприятий и регулярно проверяют состояние отопительных приборов.

Наряду с внутренними особого внимания заслуживает обеспечение безопасности на внешнем периметре и территории школы, для чего размещают соответствующие информационные щиты и таблички, проверяют состояние оконных проемов, наружных пожарных лестниц и источников противопожарного водоснабжения.

Важным элементом системы обеспечения пожарной безопасности обучающихся является пожаробезопасное отношение к себе и окружающим, овладение навыками безопасного поведения при пожаре. Поскольку эффективность обучения опирается на материально-техническую базу и кадровое оснащение, в повседневной работе по обучению и воспитанию у учащихся принципов пожарной безопасности школе следует тесно сотрудничать с соответствующими органами власти в сфере пожарной охраны, социальной защиты и здравоохранения.

К сожалению, до недавнего времени государство не уделяло достаточного внимания к обучению пожарной безопасности детей в семье, а потому взрослые в рамках системы «Техника безопасности» на предприятиях должны освоить пожаробезопасный образ жизни, чтобы впоследствии привить его своим детям. Потребность в непрерывной подготовке школьников к пожаробезопасной жизни продиктована невысоким общим уровнем пожарной безопасности населения в быту и возникновением новых и развитием существующих социо-технических и социо-энергетических систем. Следовательно, согласно требованиям к безопасности в школе , модель беспрерывного обучения школьников принципам пожарной безопасности способствует решению таких задач:

  • подготовка учащихся к собственной пожаробезопасной жизнедеятельности путем формирования у них пожаробезопасного отношения к себе и окружающим, навыков безопасного поведения, оказания помощи и действий при пожаре;
  • формирование навыков наблюдения за состоянием окружающей среды и предотвращения пожароопасных ситуаций, а в случае возникновения их - умения выйти из них с наименьшими последствиями для их жизни и здоровья;
  • воспитание дисциплинированности и осознанного выполнения «Правил пожарной безопасности».

В школе организация обучения пожарной безопасности должна включать:

  1. педагогов, владеющих знаниями «Основ пожарной безопасности» и методами обучения детей данному предмету;
  2. учебно-методическую базу - специальную литературу, учебные пособия, программы, иллюстративные и другие материалы;
  3. учебно-техническую базу - технические средства обучения (макеты, модели, компьютеры, видеотехнику и проекционной оборудование;
  4. специально оборудованные классы и тренировочные площадки.

Антитеррористическая безопасность в школах

В последнее время в связи с повышением террористической угрозы одним из критериев безопасности образовательных школ является антитеррористическая безопасность. Педагогам и администрации следует принять соответствующие меры, а также ознакомить детей с памяткой поведения в случае террористического акта.

За антитеррористическую безопасность в школе отвечает директор, который координирует и организует совместный с правоохранительными органами контроль за обеспечением безопасности. Приказом директора формируется школьная антитеррористическая комиссия, в которую входят механики, электрики, начальными штаба ГО и заместитель директора школы, а также другие сотрудники, назначенные директором. Члены комиссии:

  • разрабатывают план антитеррористической деятельности и инструкции по безопасности, описывая действия сотрудников школы в случае ЧП;
  • проводят инвентаризацию средств безопасности, входов и выходов;
  • осуществляют ежедневный осмотр территории и потенциально опасных в плане террористических атак мест, проверяют складские помещения, целостность дверей, решеток и окон;
  • контролируют процесс подбора кадров, проводят инструктаж по антитеррористической безопасности.

Согласно нормативным документам, безопасность в школах обеспечивается благодаря комплексу организационных и технических мер.

Мера Описание
Охрана школы

Благодаря привлечению лицензированных частных охранных предприятий или вневедомственной охраны обеспечивается:

  • охрана школы, подразумевающая контроль территории участка и школы, предотвращение чрезвычайных ситуаций;
  • организация пропускного режима, предотвращение попадания посторонних лиц на территорию образовательного учреждения;
  • осуществляются ежедневные дежурства, как администрацией, так и самими учащимися - дежурным классом;
  • защита сотрудников и учеников от любых насильственных действий
Укрепление инженерно-технической сферы Для соблюдения требований по безопасности в школах все двери в учреждении должны быть заменены на металлические, оснащенные запорами, а окна - оснащены решетками.
Техническая защита
  • устанавливается сигнал и телефон тревоги на случай террористического акта;
  • система оснащается охранной сигнализацией и камерами видеонаблюдения
Паспорт антитеррористической защищенности Школы как объекты массового посещения должны разработать Паспорт антитеррористической защищенности - документ, который отражает характер антитеррористической безопасности учреждения, содержит возможные сценарии кризисных ситуаций, слабые и сильные стороны защищенности объекта.
Противопожарная и электробезопасность

Разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва или пожара, с которым ознакамливают учащихся и сотрудников, проводятся обучающие мероприятия по гражданской обороне, систематически улучшается материально-техническая база учреждения.

Согласовывая концепцию о мерах безопасности в школе , администрация образовательного учреждения должна:

  1. Сформировать и реализовать план антитеррористической деятельности.
  2. Ознакомить всех участников образовательного процесса с алгоритмом действий в случае возникновении угрозы терроризма.
  3. Вести систематическую работу по предупреждению, выявлению и предотвращению террористических угроз.
  4. Выявлять и ликвидировать условия осуществления террористической деятельности.

Обязательной является работа со школьниками, которых учат действовать в экстремальных ситуациях, оперативно эвакуироваться из здания школы, освоить сознательное отношение к собственной безопасности. Учащиеся должны понимать, что главная цель террористов - захватить или убить как можно больше людей, потому в случае террористического акта нужно быть настороже, но не бояться, поскольку милицию и армию, которые встанут на защиту детей, террористы победить не смогут. Дети должны:

  • точно знать, где находятся аварийные выходы из здания, ближайшие больницы или травмпункты;
  • серьезно относиться к требованиям покинуть помещение;
  • никогда не принимать подарки, коробки, сумки и пакеты от посторонних людей;
  • не приближаться и не трогать подозрительные вещи и объекты, оставленные в транспорте или общественных местах.

Информационная безопасность детей в школе

Необходимые меры безопасности в школе затрагивают не только защиту от проникновения или возгорания, но также понятия информационной защиты, для реализации которой педагогам и родителям важно сформировать у школьников привычку использовать интернет-пространство исключительно в образовательных целях, привить представления об интернет-культуре. Понятие информационной безопасности подразумевает защиту детей от причинения вреда их нравственному развитию, психическому, физическому или духовному здоровью информацией, которая распространяется в сети интернет.

Педагогам важно научить детей распознавать ложную информацию, защищая себя от сетевого негатива и мошенничества, чтобы пресечь участившиеся попытки злоумышленников несанкционированно получать информацию. Тот, кто обеспечивает информационную безопасность в школе , устанавливается контент-фильтры, исключая доступ учеников к сайтам, содержащим порнографию, информацию о наркотиках и суициде, следуя требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Помимо этого школьным информационным сетям могут угрожать:

  • хищение и вандализм;
  • хакерские атаки и компьютерные вирусы;
  • компьютерное и интернет-мошенничество;
  • разглашение конфиденциальной информации.

Согласно ФГОС, по результатам обучения информационной безопасности у детей должно сформироваться умение использовать средства коммуникационных и информационных технологий для решения когнитивных, организационных и коммуникативных задач. В ходе углубленного изучения курса информатики целью обучения является формирование знаний принципов обеспечения информационной безопасности детей в школе , способов и средств обеспечения надежного функционирования средств информационных и коммуникационных технологий.

С развитием ИКТ увеличивается количество угроз, расширяется и усложняется спектр средств обеспечения информационной безопасности, соответственно, увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области информационной безопасности, поэтому целью обучения, помимо социализации, является профильное обучение школьников в области информационной безопасности. Так, осваивая принципы безопасности, дети получают необходимый багаж знаний и навыков:

  • на второй ступени (основная школа) - формирование умений и навыков целесообразного и безопасного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, соблюдение норм информационного права и этики, формирование компетенции в области использования ИКТ на уровне общего пользования, включая освоение основ информационной безопасности учеников ;
  • на третьей ступени (старшая школа) - принятие этических аспектов информационных технологий, принятие ответственности людей, вовлеченных в распространение информации и использование информационных систем, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в интернете.

В ходе профильного изучения информатики в старшей школе дети получают навыки принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения безопасного и надежного функционирования средств ИКТ.

Электробезопасность в школах

В вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

  • входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;
  • ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;
  • по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;
  • ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;
  • на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихся, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;
  • в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.

Безопасность труда в школах

Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя - принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.

Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.

В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:

  • безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
  • разработка и функционирование системы управления охраной труда;
  • разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций;
  • режим труда и отдыха работников
  • медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников;
  • непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
  • обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
  • обучение навыкам оказания первой помощи;
  • снабжение средствами индивидуальной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда;
  • расследование несчастных случаев.

Электробезопасность в школах

Требования к безопасности школы в вопросах электробезопасности распространяются на оснащение помещений, техосмотр электрических щитов, еженедельный контроль состояния электрического оборудования и осветительных электрощитов на этажах. Инструкция «О мерах электробезопасности в здании СОШ» регулирует вопросы обеспечения электробезопасности в помещениях ОУ. Чтобы защитить учащихся и педагогов, в учреждении и в электрощитовой в частности принимаются следующие меры электробезопасности:

    входная дверь в здание должна надежно закрываться на замок и иметь трудноснимаемую облицовку, например, жестяную обивку;

    ключи от запасных выходов находятся у вахтеров;

    по мере поступления электросветильников старое оборудование заменяется новым;

    ответственные лица проверяют заземление оборудования и сопротивление изоляции электросети, исправность электровыключателей и электророзеток;

    на двери электрощитовой указывают ответственных за электрическую безопасность в школе для учащихс я, место хранения ключей от помещения и предупредительные знаки «Осторожно! Напряжение!»;

    в электрощитовой площадке должны быть диэлектрические перчатки и огнетушители, а на полу - резиновое покрытие или коврики.

В образовательных учреждениях формируются комиссии, проверяющие знания персонала касательно электросбережения, электротехнологичесокго и электротехнического оборудования. Чаще всего в состав комиссии входит директор, заместитель директора по АХЧ, заместитель директора по УВР, учителя технологии и ОБЖ.


Список разрешенных и запрещенных сайтов

Комплексная безопасность в МБОУ СОШ с. Семенкино

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения – первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.

Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:

  • за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
  • за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
  • за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
  • за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:

1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

  • проведение совещаний, инструктажей по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
  • непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.

Опираясь на эти документы, в учреждении разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

  • Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
  • План профилактической работы по предотвращению террористических актов;
  • Инструкции, памятки.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

Охрану школы осуществляют собственные сотрудники.

На оборудованном месте имеются:

  1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (стационарный, мобильный).
  4. Система оповещения.
  5. Медицинская аптечка.
  6. Фонарь.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.

3. Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (ППР РФ);
  • неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
  2. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
  3. Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
  4. План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
  5. Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
  6. Памятка «Порядок действий при пожаре»

Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, проверки знаний пожарно-технического минимума, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».

5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Руководитель учебного учреждения, заместитель директора по обеспечению безопасности, руководители нештатных аварийных формирований периодически проходят обучение.

6. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

  • методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
  • системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках«Окружающий мир» , во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  • учебные занятия;
  • занятия общественно-полезным трудом;
  • экскурсии, походы;
  • спортивные занятия, соревнования;
  • кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  • программ интегрированного обучения основам безопасности;
  • учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий мир, экология, здоровье);
  • личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Культура безопасности – это:

  • знание о безопасной жизнедеятельности;
  • опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
  • опыт творческого решения проблем безопасности;
  • ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
  • опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

7. Наглядные пособия

В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература. Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.

Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев, имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.

Главная задача – научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Отправляя ребенка в школу, мы ежедневно задумываемся, безопасно ли там ему? Какие условия? Дойдет ли он один до школы и правильным путем ли придет из школы? А вдруг случится пожар? А по телевизору все чаще говорят о терроризме. Как уберечь ребенка от всех негативных условий и не волноваться о пребывании детей в школе?

Безопасность ребенка в школе – это самая главная вещь на протяжении одиннадцати учебных лет.

Чтобы быть более или менее спокойным за ребенка необходимо научить его правилам личной безопасности.

Безопасность ребенка по дороге в школу является доминирующей, т.к. зачастую ребенок идет в школу один. Ответственность за приучение ребенка к походу в школу лежит на родителях.


Во-первых, родитель должен обучить ребенка маршруту безопасного движения в школу:

  • продумать схему, чтобы лучше усвоить маршрут;
  • если возможно, идти в школу с одноклассниками;
  • выучить правила дорожного движения при пересечении дороги, использовании светофора, пешеходного перехода;
  • если существует несколько путей до школы, выбрать наиболее безопасный и людный;
  • звонить родителям при выходе из школы и придя домой;
  • не вступать в разговор с чужими людьми, не садиться в чужую машину.


А кто отвечает за безопасность детей в школе?

Ответственность за безопасность детей в данном случае ложится на педагогов, администрацию школы, школьную охрану.

Кроме того, обеспечение безопасности детей в школе и вне школы является предметом изучения предмета ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).Также проводятся общешкольные родительские собрания по безопасности детей в школе, на которых присутствуют не только педагоги, но и представители пожарных организаций, районных отделений полиции, местной администрации, управления образования города.

На подобных собраниях обычно родителей знакомят с работой школы по теме: «Обеспечение безопасности детей в школе», призывают родителей к сотрудничеству с педагогами по формированию у детей навыков безопасного поведения, даются рекомендации по профилактике здоровья детей.


Безопасность и здоровье детей является предметом каждодневных обсуждений на уроках, начиная с первого класса (когда учитель объясняет детям, как вести себя в коридоре, столовой, гардеробе), заканчивая одиннадцатым (по каждому предмету учитель обязан провести вводный инструктаж по использованию школьного инвентаря, химических средств, приборов, техники, инструктаж по электробезопасности). Для закрепления полученных знаний по данной проблематике в школах используются различные наглядные материалы, в частности серия «Школа безопасности для детей в картинках». Кроме того, ребята сами выполняют рисунки по теме безопасности.


Обеспечение безопасности ребенка в школе состоит из нескольких направлений:

  1. Пожарная безопасность;
  2. Антитеррористические мероприятия: – обеспечивается в большей мере охраной школы («Посторонним вход воспрещен»), - использование турникетов, - систематические дежурства класса и педагогов по школе, включая выходные и праздничные дни, - инструктаж детей при обнаружении сомнительных предметов в школе,- запрет на посещение подвалов, подсобных помещений, чердаков школы
  3. Информационная безопасность детей – предполагает создание условий для защиты детей от информации, наносящей какой-либо вред ребенку.
  4. Учебно-бытовая безопасность: - безопасное перемещение по школе, - правильное использование столовых приборов в школьной столовой, - безопасное использование на уроках ножниц, циркуля, письменных принадлежностей, - использование по назначению различных приборов, средств, инструментов на уроках физики, химии.


Отдельно рассмотрим пожарную безопасность, т.к. комплекс подобных мероприятий разрабатывается непосредственно государственными органами, а надзорные органы систематически проверяют, насколько удовлетворительно школа соблюдает все требования.Все профилактические меры проводятся в течение летних каникул до начала учебного года.

Подготовка включает в себя следующие мероприятия по безопасности в школе:- назначение ответственного лица за пожарную безопасность;- составление плана эвакуации на случай пожара, установка схем плана на доступных местах школы, на каждом этаже;- приведение в порядок противопожарного инвентаря: огнетушителей, противопожарной сигнализации, ящиков с песком, лопат, средств индивидуальной защиты;- доступность выходов для эвакуации;- периодический осмотр территории школы, спортивных площадок, электропроводки;- обучение педагогического состава, работников школы и учащихся правилам пожарной безопасности;- проведение уроков по технике пожарной безопасности в школе для детей;- организация учебной тревоги в целях обучения и отработки действий в случае пожара;- распространение учебного материала на тему «Детям о пожарной безопасности», представление презентаций по безопасности детей в школе.


Также более подробно и глубинно необходимо рассмотреть информационную безопасность детей в школе. Обеспечение информационной безопасности детей в школе включает 3 направления:

  • защита персональных данных детей;
  • ограждение детей от запрещенной информации (порнографического, суицидального и криминального характера);
  • профилактика у детей интернет-зависимости.

Везде, где есть жизнь, есть и опасность.

Эмерсон

Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.

В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
- потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;

Потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
- необходимостью готовности школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала;
- необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.

Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности: «Спорт - вместо наркотиков», «Безопасное колесо», проведение тренировочных занятий по эвакуации из здания ОУ на случай ЧС, «Скажем - нет терроризму». Неумение адекватно действовать в потенциально опасных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.

В настоящее время, когда школа прошла процесс реорганизации и стала «Большой школой-школой больших возможностей», необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности

Культура безопасности личности включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую готовность к безопасной жизнедеятельности).

Воспитание культуры безопасности ребенка включает в качестве составных частей следующие аспекты:

Формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

Специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);

Психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);

Развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность и т.д.).

В процессе деятельности учителя и ученика осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания и развития культуры безопасности. Исходным пунктом управления в развитии культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.

Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваи-ваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают от-ветственность за себя и за своего товарища или просто постороннего человека, который находится рядом.

Жизнь современного школьника, а теперь и дошкольника в большой школе (Школе больших возможностей) должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, мы уделяем особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения. Очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей.

Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни.

Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно посредством широкого применения современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Осуществляя процесс, мы, руководители проекта, выступали в роли равноправных участников этого процесса. Делясь информацией и добывая ее вместе с нашими подопечными, анализируя, обрабатывая их, мы становились соавторами этого необыкновенно интересного процесса.

В результате совместного сотрудничества учителей и учащихся в творческо-поисковой лаборатории наши взаимоотношения с проектантами переходят на качественно новый уровень доверия и взаимопонимания, что не прекращается по окончанию работы над проектом/исследованием.

Работая над проектом, руководителям надо стараться сосредоточить внимание на позитивных моментах деятельности учащихся, всячески поощрять их инициативу.

Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности использую следующие виды учебных практик на уроках:

  • проектная деятельность;
  • экскурсионная практика;
  • творческая деятельность.

Учебные практики направлены на комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций: учебной, образовательной, познавательной.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

Значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;

Активность каждого участника проекта;

Соблюдение требований к созданию проекта;

Речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Данная педагогическая технология давно и активно применяется в нашей школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Очень успешно и результативно применение метода проектов и исследований вошло в комплекс мероприятий по обеспечению безопасности нашего образовательного учреждения.

Работа над проектом «Большая школа - территория БЕЗ опасности» дала возможность:

Участвовать неограниченному количеству учеников (задания разного уровня для учащихся с 1 по 11 класс);

Подготовить проекты и исследования для различных ученических конкурсов;

Ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности;

Поднять уровень культуры безопасного поведения не только участников проекта, но и других учащихся школы через просветительную деятельность;

Воспитать любовь к своей школе, желание быть хозяином, заботиться и нести ответственность за само здание и территорию вокруг него;

Ощутить товарищеское чувство работы в коллективе и многое другое

Сплотить коллективы когда-то разных школ.

Наша основная цель: пропаганда и воспитание культуры безопасного поведения школьников через участие в проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательские работы содержали интересные анкеты, опросники, разработанные учащимися; профессиональные социологические анкеты; сравнительные таблицы, демонстрирующие снижение уровня травматизма в нашей школе за последние годы. Эмоционально-положитель-ное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосоз-нания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ори-ентирует на притязания соответствовать положительному этическо-му эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружаю-щих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной по-требности соответствовать положительному нравственному этало-ну. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется от-ветственность как черта личности.

Мы начали параллельно с проектной деятельностью развивать и факультативные занятия на компьютерах, которые включают четыре взаимосвязанных компонента:

Активное познание окружающего мира,

Поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения задач,

Активизирующее общение.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе формирования навыков безопасного поведения школьников очень велик: от тестирования обучающихся, выявления их личностных особенностей до игры или модельной ситуации.

Применение компьютерной техники позволяет сделать факультативное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

В образовательном процессе мультимедийная техника может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления ее использования в процессе обучения.

При первом - компьютерные инновации и мультимедийные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.

При втором - усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных инноваций и мультимедийных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач.

Очень важным для нас было привлечь к проектно-исследовательской деятельности не только самых активных и благополучных детей, а совершенно разный контингент учащихся, что позволяло корректировать их поведение, социализировало их в обществе. Ведь это и есть дети нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше других детей.

За компьютером учащиеся предпочитают работать вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные программы и задачи позволяют снять ряд трудностей в общении учеников.

Кроме того, использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволило учащимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного поведения во время каникул, во время внешкольных мероприятий и перемен. Отснятые материалы помогли организовать обсуждение увиденных ситуаций на факультативных занятиях и формировать навыки безопасного поведения школьников. Учащиеся 5-7 классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму.

На фотографиях ребята инсценировали ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожным.

Учащиеся 8-9 классов выработали свод правил по безопасному поведению школьников.

В процессе проведенных занятий ребята смогли узнать общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Ребята научились применять навыки межличностной коммуникации.

Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.

Работая над проектом параллельно с учителями, проектанты-учащиеся имели возможность понять принципы проекта/ исследования, научились выстраивать индивидуальный план работы, четко формулировать цель работы и ее задачи, делать выводы и использовать полученные знания в своих работах. Широкие возможности интернета как основного источника информации побуждают ограничиться только им. Мы же обращаем внимание на дополнительные источники информации, очень полезные для создания «местных» проектов: школьные картотеки, архивы, журналы и т.д.

В нашем образовательном учреждении постоянно проводятся мероприятия по созданию условий безопасного нахождения учащихся и сотрудников в школе: учебные эвакуации по «тревоге», классные часы, инструктажи, создание «Школы первой помощи», разъяснительная внеурочная (и урочная) работа учителей, организация охранного поста, создание противопожарной базы и многое другое.

Мероприятия по созданию безопасности охватывают как коллектив учащихся, так и коллектив сотрудников и зачастую бывают совместными. Очень интересно прошли экспериментально-тренировочные мероприятия под рабочим названием «Чужой/ Чужие», в результате которых и учащиеся, и их родители, и сотрудники сделали вывод, что чужим людям проникнуть в стены нашей школы не так-то просто.

Система контроля, оповещения, реакция сотрудников - все работает на должном уровне.

Это говорит о том, что сотрудники нашего образовательного учреждения являются гарантами безопасности учащихся во время учебного процесса.

Итак, работая над проектом или исследованием, дети глубже усвоили проектный информационный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения, что и являлось нашей задачей. Вся деятельность авторов проектов и исследований принесла им много радости, позитивного отношения к жизни и послужила примером для других учащихся.

В заключении можно сделать вывод, что посредством образования необходимо обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности, а также безопасности для здоровья ребенка и высокой эффективности воспитания культуры безопасного поведения посредством проектной и исследовательской деятельности, обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

методическая разработка Пахомкиной И.А.

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды - также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

вводный;

первичный;

повторный;

внеплановый;

целевой.

Вводный инструктаж - самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

при введении в действие новых правил;

при изменении технологического процесса;

при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

Храни иглу всегда в игольнице.

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

Не втыкай иглу в одежду.

До и после работы проверь количество игл.

Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

Сними рабочую одежду.

Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности - это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.

^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза - очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.