Эмоциональное состояние различных ситуациях ребенка. Эмоциональное самочувствие ребенка — задача общая педагога и семьи. Дети — лидеры

Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

Тема: Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка.

Задачи: Акцентировать внимание родителей на взаимосвязи родительской

установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием

ребёнка. Стимулировать рефлексию родителей над собственными

воспитательными установками. Организовать обмен опытом в области

взаимодействия с детьми. Способствовать выработке новых навыков

общения с ребёнком.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома” (Л.Н.Толстой);

«Как взрослые ведут себя в семье, так ведут себя в обществе и дети, и

виноваты они не больше, чем деревца, засохшие оттого, что почва оказалась

отравленной» (А. Приставкин)

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда

обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между

родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье.

Задача семьи – поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее

мнение о себе.

От чего зависит эмоциональное благополучие ребёнка?

Факторы социально – культурного характера:

Ускорение темпа жизни;

Дефицит времени родителей;

Недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;

Загруженность родителей и невротизация взрослых;

Неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности

оказать психотерапевтическую помощь.

Социально – экономические факторы:

Неудовлетворительные жилищно – бытовые условия;

Ранний выход матери на работу.

Социально – психологические факторы:

Дисгармония в семейных отношениях;

Дисгармония в семейном воспитании;

Нарушение детско – родительских отношений..

Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней

преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое,

спокойное, тёплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя

равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным.

родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере

любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем,

трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как

правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию

различных психологических проблем и комплексов.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести

к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами.

Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к

семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества

которых только начинают закладываться. У ребёнка в таких семьях может

появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к

лидерству и отгороженность.

Родители должны быть очень внимательны к эмоциональном состоянию

Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости

ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно,

носят взрывной характер.

Симптомы:

Нестабильность и неровность поведения ребёнка, резкие перепады

настроения и самочувствия при отсутствии явно выраженных причин,

внезапные переходы от увлечённости делом к потере интереса, от

безудержного веселя к подавленности.

Острота реагирования на настроение других (замирают или напрягаются,

когда персонажу сказки или фильма плохо, могут расплакаться во время

грустных событий);

Узкий диапазон эмоциональной выносливости (в одиночестве танцует,

сочиняет, поёт, но не может воспроизвести всё это на утреннике, в ситуации

экзамена).

Общее чувство неуверенности во всём, что делает («А у меня получится?,

Это ничего, что я плачу? Это ничего, что я играю?»), гипертрофированный

страх и предчувствие неудачи («всё равно не получилось»).

Отчётливый соматический характер отдельных эмоциональных ощущений,

переход эмоций, например страха и гнева, в ощущении боли («когда я сильно

сержусь у меня темнеет в глазах»)

Неустойчивость и взаимопереходы эмоций (страха в гнев, страха в

ревность, страха и гнева в зависимость), трудность преодоления.

Чрезмерная чувствительность не только к замечанию (особенно к

замечаниям взрослых), но и к тому как сказано: каким голосом, с какими

интонациями и т.д.

Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание

волос на палец.

Невротические проявления – моргание глазами, подёргивание плеч,

дрожание рук.

Все перечисленные симптомы могут говорить о том, что ребёнок

находится в состоянии психоэмоционального напряжения, ему нужна

Детские психиатры утверждают: семейная атмосфера, насыщенная

психическим, эмоциональным напряжением, формирует из детей

неустойчивых истериков или запуганных, мрачных людей.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать

эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются

родительские установки – совокупность родительского эмоционального

отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с

Давайте вспомним реплики родителей, высказывания, оценки,

услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить.

Негативное или позитивное влияние они оказывают на ребёнка.

Например, очень часто в поликлинике можно услышать раздражённые

высказывания родителей, в адрес расшалившегося малыша. «Хватит

капризничать, а то оставлю тебя здесь»

Лучше сказать: «Я понимаю, ты устал. Я тоже не хотела бы сидеть в

очереди. Давай придумаем, чем мы можем заняться? Может быть, поиграем в

Перед вами таблица - бланк с негативными установками, которые иногда

даются ребёнку.

Негативные

установки

Последствия

Позитивные установки

Горе ты моё!

Заниженная самооценка,

чувство вины, отчуждение,

конфликты.

Радость ты моя!

Нытик, плакса!

Внутренняя озлобленность,

повышенное эмоциональное

напряжение, тревожность,

неуверенность в своих

силах, безынициативность.

Поплачь, станет легче!

Ты копия своего

Неадекватная самооценка,

упрямство,

противоречивость,

трудности в общении с

родителями

Папа у нас

замечательный!

Мама у нас умница!

Неумейка! Откуда у

тебя только руки

Страхи, заниженная

самооценка, неуверенность,

низкая мотивация к

деятельности.

Попробуй ещё раз, и у

тебя получится! Давай

попробуем вместе.

Ты обидел маму!

Ты плохой, вот уйду

от тебя к другому

мальчику.

Отчуждение, тревожность,

страхи, чувство одиночества,

нарушение сна.

Я всё равно тебя люблю!

Но мне очень неприятно

– постарайся не

поступать так больше.

Займись чем –

нибудь, отстань.

Отчуждение, озлобленность.

Иди ко мне, давай

подумаем, чем мы

займёмся.

Только и слышу:

«Купи! Купи!»

Агрессия, капризы,

истерики.

Мне бы хотелось купить

тебе, но у меня нет

Надоел со своими

просьбами!

Зависит ли поведение взрослого от его настроения?

После выходного дня воспитатель спрашивает у детей, как они отдохнули.

Один мальчик с радостью сообщил:

У меня было хорошее воскресенье.

Чем же? – интересуется воспитатель.

А у папы было очень хорошее настроение!

Большое значение в становлении ребенка имеет стиль семейного

воспитания, принятые в семье ценности, поведение.

Демократический

Попустительский (Либеральный)

«Кумир семьи»

Ребенок обожаем, любим. Любая прихоть ребенка – закон. Восторгаются им,

ежеминутно находят в ребенке «таланты». Растет капризным, своевольным

эгоистом. Освобожден от всех обязанностей.

«Гиперопека»

Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до

предела, хочет оправдать надежды родителей. Растет безвольным, трудности

в общении.

«Гипоопека»

Ребенок предоставлен сам себе. Ощущает себя ненужным, лишним,

Нелюбимым. Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум

внимания. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

«Ежовые рукавицы»

Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются. Внушают

лишь подчинение. Ребенок не знает ласки и тепла, беспрекословно

подчиняясь. Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким,

часто с бурными реакциями протеста.

«Повышенная моральная ответственность»

На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно

непосильная для его возраста. Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают

реализовать в детях. Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о

престарелых.

«В культе болезни»

Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием.

Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его

желания. Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им.

Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем.

Такой ребенок - маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую

болезнь, чтобы добиться всего. Ждет сочувствия и сострадания от всех. С

трудом приспосабливается к действительности.

Может ли влиять порядок рождения на развитие ребёнка?

Старшему ребёнку в семье свойственны ответственность,

добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берёт

на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он

может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние,

продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение

следующего ребёнка приводит к лишению его исключительной позиции в

обладании любовью и защитой матери и часто сопровождается ревностью к

появлению соперника. Если старшему к этому моменту нет 5-6 лет, то

появление брата или сестрички может вызвать сильный стресс. Такая реакция

сильнее, если дети однополые.

Младшему ребёнку в семье свойственны беззаботность, оптимизм,

готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он

может, так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как

правило, относятся менее требовательно. В отношениях с людьми

мунипулятивен, враждебен, конфликтен, он более ориентируется на себя, чем

на других. Младшие часто становятся любимчиками, поэтому в отличии от

старших они более эмоционально стабильные, более общительные.

Средний ребёнок может обладать характеристиками как младшего, так и

старшего или их комбинацией. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть

замеченным, получить своё место в семье.

Единственный ребёнок оказывается одновременно самым старшим и

самым младшим ребёнком в семье. Более чем какой – либо другой,

единственный ребёнок наследует характеристики своего родителями того же

пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на

протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие

надежды на своего единственного ребёнка, как и на старшего, он обычно

отличается в школе и в других областях приложения сил. Однако находясь во

власти родителей, под их опекой, ребёнок может стать беспомощным.

Существует два типа единственных детей: рано повзрослевший и

«маменькин сынок», второй вариант особенно, распространён в семьях, где

были проблемы с беременностью, поздние роды и т. п.

Ситуации

Ребёнок шалил за столом, и, не смотря на ваше предупреждение,

пролил молоко. (Ничего, бывает, иди принеси тряпку и убери за собой.)

У вас важный разговор с приятельницей/приятелем. Ребёнок постоянно

вас перебивает. (Я понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот

разговор для меня очень важен. Нарисуй пока что – нибудь, я скоро

освобожусь и мы поиграем.)

Вы торопитесь на работу. Ваш ребёнок медленно одевается и

отказывается надевать приготовленные вещи. (Я тороплюсь, мне бы не

хотелось опаздывать. Тебе нужна поя помощь?)

Алгоритм Джона Грея

1. Взрослый чётко формулирует, что хочет от ребёнка, например: «Я хочу,

чтобы ты собрала игрушки и пошла в ванну». Часто взрослые

формулируют свои послания невнятно: «А может пора спать?», «Смотри,

уже темно»

2. Озвучиваем предполагаемые чувства ребёнка и проводим причинно –

следственные связи: «Видимо игра тебе очень нравится, и ты

расстраиваешься, когда надо всё заканчивать»

3. Ребёнку обещается то, что он любит делать (но не покупка игрушек,

деньги и сладкое): «Если ты сейчас пойдёшь в ванну, то сможешь поиграть

там в пиратский корабль (то я прочитаю тебе книгу подольше и т.д.). Мы

часто поступаем наоборот – угрожаем: если не сделаешь, то потеряешь.

4. Произносится та, же фраза, но более грозным тоном.

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить – то

объявляется тайм – аут. Важно понимать, это не наказание. Это пауза – для

того, чтобы успокоится и продолжить общаться адекватно. И в то же время

это обозначение «границ». Перерыв объявляется на несколько минут,

сколько лет ребёнку. Объясняем так: «Я вижу, мы не можем договориться,

поэтому объявляется перерыв на 3 минуты. Нам надо успокоится. И тебе,

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за

то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего

ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет

его ребенок и предпринимает усилия для того, чтобы ее менять. Это человек,

который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в

более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в

общем – учиться.

Каждый ребенок талантлив и добр. Это взрослые формируют в детях

пороки, зло, жадность.

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический

настрой на весь день.

Строго соблюдайте режим дня ребёнка.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его

Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из

общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости и любви.

Одно из основных условий полноценного развития ребёнка –

психологическая защищённость, т. е. осознание того, что его любят в любых

жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребёнка непросто для

взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение

видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания

ребёнка дошкольного возраста.

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт - это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и , в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Создавать ребенку эмоционально -психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития :

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка ;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви , уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей ;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок » , «ребенок -взрослый » .

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции - «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка . Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка . Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ , его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций , поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека . В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка , особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций , но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка , внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка , к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка , формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку . Этому способствует включение ребенка в праздники , спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :

Понимание - умение увидеть ребенка «изнутри» , смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка , видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие - безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ , а значит его полноценное развитие.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.

Библиотека изображений:

Консультацию подготовила Шеремета Л.Г., воспитатель

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень – низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, со сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления – подергивание головой. Чаще всего эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.

2-й уровень – средний . У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребенка возникает неуверенность в материнской любви. Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.

3-й уровень – высокий . Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.

Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребенка определяется, прежде всего, характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову.

Внимательно прочитайте утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически - 1 балл; если отсутствует - 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызет ногти.

8. Сосет палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встает.

14. Часто моргает.

15. Дергает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов.

28 - 42 балла - невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20 - 27 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

14 - 19 баллов - нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7 - 13 баллов - высокая степень психического напряжения, ребенку необходимо внимание.

Менее 7 баллов - отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семье

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании.

В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью);

во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Стили родительского воспитания:

демократический , контролирующий, смешанный.

Демократический характеризуется высоким уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Выделяется три типа неправильного воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов.

Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

Гиперсоциализирующее воспитание – тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

Эгоцентрическое – чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.

Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

Консультация родителей на тему:

« Эмоциональное самочувствие – задача семьи и детского сада»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. А ведь именно в среднем дошкольном возрасте происходит освоение выражения эмоций социальной направленности.

Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка и является одной из основополагающих задач дошкольного воспитания. Ведь комфортность эмоционального самочувствия дошкольника является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце.

Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы.

А ведь эмоциональная система у детей среднего дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей пяти-шести лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков) , на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна.

Развивать эмоциональную сферу дошкольника, научить его понимать свои эмоции и проявлять их - задача не только психолога, педагогов и воспитателей ДОУ, но и родителей.

Знакомство с основными эмоциями воплощаться в жизнь, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях, где дошкольники испытывают разнообразные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, картинами, фильмами, мультфильмами, спектаклями и музыкой, которые пробуждают эмоции и чувства. Значимость таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать не только свои чувства, но и чувства окружающих их людей.

Наиболее эффективные и доступные методы развития у дошкольников эмоций - это: сюжетно-ролевые и подвижные игры, игровые упражнения, психогимнастика, применение театрализованной техники выразительных движений, разыгрывание этюдов, активное применение мимики и пантомимики. Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.


Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает нормы поведения со сверстниками.

«Звезда» (как и «предпочитаемые») находится в группе в атмосфере чистосердечного и искреннего обожания. «Звездой» ребенок становится за красоту, обаяние, способность быстро оценивать ситуацию и быть лояльным (беспристрастным, выполняющим все требования), за то, что он знает, чего он хочет, за способность, не колеблясь, брать на себя ответственность и прочее. Однако дети с особенно самой высокой популярностью могут «заразиться» излишней самоуверенностью, зазнайством.

«Пренебрегаемые», «изолированные» дети часто ощущают в отношении к себе незаинтересованность ровесников или пренебрежительную снисходительность. Таких принимают в игру на посредственные роли. У этих детей копиться обида и готовность восстать против навязанных условий жизни в группе. В других случаях эти дети ищут пути установления отношений со «звездой» через заискивание, подарки, беспрекословное подчинение.

«Изолированный» испытывает эмоциональный голод по общению со сверстниками. Чувство его остры: он может обожать кого-то из группы за его доблести или ненавидеть за пренебрежение к своей персоне.

«Изолированными» становятся по многим причинам. Один ребенок часто болеет, редко ходит в детсад, и дети не успевают присмотреться к нему, да и сам он никого не знает, он всегда новенький. Другой имеет какие-либо физические недостатки. И его тоже не принимают в детское общество, отвергают.

Причин, в силу которых ребенок оказывается «изолированным», много, а следствие одно - социальное развитие осуществляется неполноценно. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, замкнутым, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться и жаловаться, хвастать и подавлять других, фальшивить и обманывать. Такому ребенку плохо, и другим с ним тоже плохо.

Эта болезнь социализации не должна превратится в хроническое состояние, не должна сформировать асоциальные свойства личности. Непопулярному ребенку нужно помочь реализовать притязание среди ровесников. Необходимо проводить своего рода социальную терапию, чтобы предотвратить неправильную ориентацию ребенка, способствовать развитию у него активности. Социальная терапия в данном случае должна исходить из двух основных положений. Во-первых, необходимо создать определенный социальный микроклимат в детском коллективе, подобрать разнообразные занятия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на призвание. Это все успешно реализовывается в нашей группе. Малоактивные дети привлекаются в такие виды деятельности, где они могут проявить свои лучшие качества, «выделиться» среди других. Часто отмечаются их успехи, пусть даже маленькие, детям постоянно говорят об их достоинствах.

Во-вторых, у непопулярных детей следует специально развивать социальные навыки общения и настойчиво поощрять даже небольшие их успехи не только в детском саду, но и в семье.